Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Что будет расследовать международный трибунал по Южной Осетии?

1. Что случилось?

Палата предварительного производства Международного уголовного суда разрешила прокурору расследовать военные преступления, которые были совершены в 2008 году в Грузии и Южной Осетии в период с 1 июля до 10 октября. В августе в этом регионе произошел вооруженный конфликт с участием России.

2. Напомните коротко, что за конфликт?

В августе 2008 года конфликт между Грузией и Южной Осетией перерос в пятидневное военное столкновение. Южную Осетию поддержала российская армия. По версии Грузии, Россия заранее готовилась ввести войска в автономию, и действия грузинской армии были ответом на эту угрозу и на провокации со стороны югоосетинских властей. Российское руководство говорит, что использовало армию только после того, как грузинские войска начали бомбить осетинскую столицу — исключительно ради защиты мирного населения и своих миротворческих сил, которые также подверглись нападению. После войны Россия признала независимость Южной Осетии, большинство других стран считают эту территорию частью Грузии.

3. Ясно. А что за Международный уголовный суд?

Это суд, который рассматривает дела о военных преступлениях, преступлениях против человечности, геноциде и актах агрессии. Он существует с 2002 года, в орган входят представители стран-участников, сейчас — 123 государства. Россия подписала статут Международного уголовного суда, но не ратифицировала его, так что полноценным участником не является.

4. Суд интересуют только российские преступления?

Нет. Проверять на причастность к военным преступлениям будут все стороны конфликта — грузинскую, югоосетинскую и российскую.

5. О каких военных преступлениях идет речь?

Об убийствах, депортациях и нападениях на мирных жителей, об уничтожении собственности и мародерстве, об атаках на миротворцев. В документах говорится, например, о столкновениях между грузинскими и югоосетинскими формированиями летом 2008 года и артиллерийских ударах по столице Южной Осетии Цхинвали. Также там упоминается послевоенный период, когда на территории Южной Осетии и в «буферной зоне» на границе с Грузией преследовались люди грузинского происхождения. Речь идет об убийствах (от 53 до 113 жертв) и насильственных выселениях (от 13 400 до 18 500 человек). В документе говорится, что к этим преступлениям могут иметь отношение и российские военные.

6. Будет ли расследована атака грузинских военных на российских миротворцев?

Это неизвестно. Для расследования канцелярии прокурора нужны материалы российского следствия по этому делу. В документе говорится, что Россия уже передала данные в Международный уголовный суд, но недавно возобновила следственные действия. Судьи и прокурор не исключают, что российские власти специально затягивают процесс. Если Россия так и не завершит следствие, эпизод может быть исключен из списка тех, что собирается расследовать Международный суд — этот вопрос будет решать прокурор.

7. Россия будет сотрудничать с Международным судом в этом расследовании?

Да. Во всяком случае, 28 января это подтвердили в Следственном комитете. Однако российские власти считают, что единственная сторона, которая совершала военные преступления во время конфликта 2008 года, — это Грузия.

8. Что грозит осужденным Международным уголовным судом?

Тюремное заключение. Максимальный срок — 30 лет, но в некоторых случаях суд может приговорить к пожизненному заключению. Иногда в качестве дополнительной меры у осужденного конфискуют имущество, полученное в результате преступления.

9. Российским гражданам что-то может грозить?

Может. Международный уголовный суд может рассматривать преступления, совершенные на территории страны-участника или гражданином страны-участника. В данном случае речь идет о преступлениях, совершенных на территории Грузии, которая ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда в 2003 году. Южную Осетию суд признает частью Грузии. Но если подозреваемый будет находиться на территории России, власти не станут его выдавать — такая норма прописана в российской Конституции.